Дурная голова ногам покоя не дает
Пражское утро уже давно наступило, организм выспался и отдохнул, поэтому глаза сами собой начали открываться. Левый глаз разглядел за окном пасмурное небо, правый ему не поверил и решил посмотреть сам: действительно, испортившаяся вчера погода нисколько не улучшилась. Однако, пора вставать! Остается так мало времени на отдых, нельзя терять ни секунды!
Завтрак, который, в отличие от известной трапезы из романа «Три мушкетера», проходил не под пулями и не в бастионе Сен-Жерве, а в утренней бодрой атмосфере той же замечательной столовой отеля «Juno», ничем особым не отличался: горячий гарнир, жареная порезанная колбаса, салаты, кофе и десерт. Что еще надо неприхотливому путешественнику? К сожалению, во многих, особенно небольших, отелях в центре и яичницу не каждый день предлагают, только всякие мюсли-джемы.
Славно подкрепившись, мы отправились знакомым трамвайным маршрутом на железнодорожный вокзал. В этот день для путешествия нам потребовалась помощь пригородных железнодорожных линий Праги.
Как известно, транспортная система Чехии вообще и Праги в частности развита достаточно хорошо. Пригородные железнодорожные направления, расползающиеся во все стороны от пражских вокзалов как тараканы, обозначаются буквой «S». Справа от буквы S добавляется цифра, таким образом, направление можно указывать не только названиями населенных пунктов и городов, но и условными обозначениями.
В Праге применяются следующие обозначения маршрутов:
- S1 – от Praha hl.n. на Cesky Brod, Kolin;
- S12 – от Praha hl.n. на Nymburk, Kolin;
- S2 – от Praha hl.n. на Lysa nad Labem, Kolin;
- S20 – от Praha hl.n. на Milovice;
- S3 – от Praha hl.n. на Vsetaty, Mlada Boleslav;
- S4 – от Praha hl.n. на Kralupy nad Vltavou;
- S5 – от Praha Masarykovo.n. на Kladno;
- S6 – от Praha-Smichov на Nucice, Beroun;
- S7 – от Praha hl.n. на Zadni Treban, Beroun;
- S8 – от Praha hl.n. на Skochovice, Cercany;
- S9 – от Praha hl.n. на Benesov u Prahy;
- S80 – от Praha hl.n. на Dobris;
Таким образом, если россияне могут сказать: «Поехал я по ж/д на Киев. Во рту Сухиничи, в голове Думиничи, в кармане – Зосимова Пустынь», то чехи аналогично могут заявить: «Едем S9 на Бенешов».
Более существенная польза от этих обозначений такова, что поезда одного направления обычно останавливаются на определенных платформах, и знатокам уже не надо дожидаться появления на экране обозначения типа «платформа 6, северная сторона», а заранее ожидать своего поезда в нужном месте.
Наш путь в этот день лежал на юго-запад, по S7, на Карлштейн и Бероун. Билет мы купили туда-обратно, до Бероуна, так как станция Карлштейн находится по пути. На табло высветилась 1-я южная платформа, к которой мы и направились.
Оказалось, что до Карлштейна мы будем добираться…на слоне! И не простом, а на городском!
Ведь именно так переводится надпись на поезде, состоящем из двухэтажных вагонов. Пассажиров было мало, поэтому мы без труда выбрали себе места по вкусу и после отъезда стали разглядывать пейзажи за окном. После выезда за пределы Праги я обратил внимание, что данная местность мне знакома. А-а, мы же проезжали здесь, когда в прошлую поездку ехали в Пльзень! На самом деле, автобусом доехать до Пльзни быстрее и дешевле, но у варианта железнодорожного путешествия есть, по крайней мере, один плюс: ж/д станция расположена ближе к заводу Plzensky Prazdroj.
По пути вокруг железнодорожной ветки постоянно петляла речка Бероунка (Berounka). То она была ходу движения на Карлштейн слева, а после станции Черношице (Cernosice) появилась справа. Ехать до Карлштейна недолго, минут сорок, но за это время фактурный пузатый контролер успел проверить у нас билеты, поставив штампик с указанием даты и номера рейса.
После выхода вначале согласовали имеющееся у нас расписание с тем, что висело на станции, а затем пошли по указателю направо, то есть, в сторону, откуда приехали. Не успели мы выйти из вокзала, как тут же местный бомбила предложил нас подвезти. По виду он больше напоминал не самого положительного героя вестерна, да и само здание вокзала мне чем-то напомнило салун. От предложения мы отказались, предполагая, что и сами дойдем. Пройдя пару сотен метров, следуя совету указателя, мы повернули налево и пошли по мосту через Бероунку. Тем временем начался дождь, и пришлось достать зонтик. По дороге я обратил внимание, что параллельным нам курсом следуют еще две группы: три девчонки и молодая парочка. По разговору все оказались русскоязычными, но шли отдельно своими компаниями. После моста мы подошли к перекрестку с трассой и повернули направо, а еще через пару сотен метров – налево. Дорога пошла в гору, вдали показался сам замок.
Многочисленные лавочки на улице, предназначенные по моему мнению, для выбивания денег из туристов, к удивлению оказались еще закрыты. Да и народу на улицах почти не было. «Наверное, дождь всех распугал», — подумал я и продолжал подыматься наверх. Справа по движению меня заинтересовал один домик.
Оказалось, что это музей часов. Но поскольку посещение данного музея не входило в мои планы, то мы пошли дальше.
Когда мы подошли ко входу в замок, быстроногие девчонки уже достигли цели. «Что же они не заходят внутрь? Ждут времени начал экскурсии?» — мысленно спрашивал себя я, но все оказалось значительно проще. Вообще выходной в замке – понедельник, но в предыдущий день, пасхальный понедельник, замок работал, шли какие-то представления, поэтому полагающийся служивым законный выходной был перенесен на следующий день, вторник, когда нам и угораздило приехать. «Знали бы, поехали сюда вчера», — поворчал я, но делать было нечего. Закрытые высокие крепкие ворота выдерживали многие века всевозможные напасти, а наши злобные взгляды им были тем более по барабану. Неунывающие девчонки тем временем фотографировались в самых причудливых образах, особенно хорошо и мне запомнилась одна барышня, поцеловавшая замок на входной двери. Очень актуально.
Мы же, чтобы не терять даром время, пошли затариваться сувенирами, которые действительно оказались значительно дешевле аналогичных пражских. Одна пани с грустными глазами пыталась зазвать нас на рюмку чего-нибудь согревающего, но факт непосещения замка нас так расстроил, что мы не захотели оставаться здесь и лишней минуты.
Вернувшись на станцию, мы увидели, что поезд в сторону Бероуна будет еще не скоро. Пришлось ждать и заниматься моим самым нелюбимым делом – попусту терять время. Не добавлял оптимизма и периодически срывающийся дождь, и информация, озвученная по матюгальнику и появившаяся на табло, о том, что наш поезд опаздывает. Даже захотелось тупо вернуться в Прагу. Вернувшаяся следом за нами русскоязычная парочка на английском языке узнала у кассира, как доехать до замка Крживоклад (Krivoklad), получила подробную информацию и купила билет. Я представляю, как бы у нас в каком-нибудь райцентре кассир на железнодорожной станции реагировал на вопросы на английском языке.
Наконец, застрявший где-то то ли в джунглях, то ли в пражских в дебрях очередной «городской слон» подъехал к станции, и мы поехали в Бероун. Добираться туда всего две остановки или 8 минут, однако за это время контролер опять успел проверить у нас билеты и поставил второй «синяк».
Бероун является узловой станцией: имеется ветка на Раковник (Rakovnik) через Крживоклад, куда и собирались наши попутчики-соотечественники, а также на Здице (Zdice). Там идет еще какая-то развилка, по одной из веток желающие добираются до Пльзени.
По хорошей чешской традиции местные поезда ждут стыковочных с ними, даже если те опаздывают. Вот и здесь, большинство пассажиров, выйдя из поезда, тут же побежали искать другие. Мы же зашли в здание вокзала и стали обдумывать дальнейшие действия. Мое предложение вначале пойти в центр города и осмотреть достопримечательности не вызвало у супруги восторга. Дождь не прекращался, с Карлштейном не повезло, поэтому ее настроение мне было понятно.
Как поднять в такой ситуации настроение? Конечно, вкусно поесть! А поесть мы решили в известном пивоваре «Бероунский медведь» (Berounsky medved, Tyrsova 135, Beroun, www.berouskymedved.com), который, судя по предварительно заготовленной карте, располагался недалеко от станции. Выйдя из здания и повернув налево, мы прошли метров 100-150, дальше под мост и снова прямо. Впереди маячили какие-то не то производственные, не то складские помещения. «И где же тут известный пивовар?» — вопрошающе разглядывал окрестности я. Повернув направо после следующего за мостом здание, мы вошли в какой-то двор. Обстановка напоминала портовые склады из фильма, на территории которых устраивали разборки мафиозные группировки. Крадущейся походкой прошли еще метров тридцать и, наконец-то увидели слева от себя вход в «Медведя».
Зайдя вовнутрь, обнаружили совсем малое количество народу. Интерьер мне понравился, в нем было что-то такое, как на деревянном корабле. Так что, несмотря на расположение, заведение было «на лицо ужасное, доброе внутри». Долгое путешествие под промозглым дождем дало о себе знать, поэтому заказали для начала по гуляшевому супу. В России я бы налил себе еще 50 грамм «для аппетита» и чтобы не заболеть, но так как мы были в Чехии, то решил поставить вопрос по-другому. «Питничек, просим», — сказал я, пытаясь повторять чешскую интонацию. Молодая официантка не поняла. «Есть у вас что-нибудь попить?» — поставил я вопрос по-другому. Опять непонимающий взгляд. «Пиво есть?» — уже повышенным тоном спросил я. Только тогда официантка догнала, что от нее хотят. То ли мое чешское произношение настолько хромало, то ли здесь не принято в обеденное время употреблять пиво с супом, я так и не понял.
Принеся по бокалу светлого, тарелке супа и хлеб, официантка удалилась с недоумевающим выражением лица «Ох уж эти русские!»
Вкуснейший горячий суп, на вкус очень напоминающий харчо, вернул нас к жизни. Светлая 11° тоже оказалась весьма неплохой, добавив хмелинки моему согревавшемуся организму. Наступило состояние, близкое к блаженству. Примерно такое чувство испытывает человек, который полчаса назад бежал по лужам под непрекращающийся ливень, а теперь дома в сухой одежде сидит и пьет горячий чай.
Однако у пива есть очевидный недостаток: оно вызывает чувство голода. Доедая суп, обратили внимание на стоявшую на столике под стеклом картинку со стейком под громким названием «Медвежья лапа» (medvedy tlapa). Когда «верхняя пани» забирала наши пустые тарелки, мы попросили приготовить нам по лапе, а заодно взяли один салат на двоих и по бокалу темного. Официантка пошла на кухню, и через минуту молодой парень сходил в подсобное помещение и вернулся с куском мяса. «Уронил он мишку на пол, отрубил медведю лапу, все равно его не брошу, потому что он хороший», — подумал по этому поводу я.
Лапа «созрела» довольно быстро. Принесли ее с овощами, да с моим «любимым» горьким перцем. На этот раз, я его не трогал, а то официантки совсем не поняли бы «загадочную русскую душу».
На вкус мясо оказалось изумительным. Да и темное пиво в 13° пилось очень легко. Есть информация, что пиво в этом пивоваре варится на открытом огне. Не знаю, не видел, но очень вкусно, всем рекомендую. А может, там еще и огонь добывают трением, для полноты картины?
Наевшись досыта, мы решили не засиживаться, а вернуться в Прагу. Как раз должен был прибывать в Бероун экспресс «Альберт Эйнштейн», следовавший из Мюнхена в Прагу. Меня немного смутило слово «экспресс». Я знал, что наши билеты действуют как на местные (osobni) поезда, так и на скорые (rychlik). А на экспресс? Во избежание недопонимания, когда поезд остановился на платформе, я спросил у вышедшего из вагона проводника: «Действует в вашем поезде этот билет?» Проводник внимательно осмотрел билет и заметил, что имеется два штампа. Пришлось объяснить, что первый штамп проставлен от Праги до Карлштейна, второй – от Карлштейна до Бероуна. Удовлетворившись объяснениям, проводник дал добро, и мы сели на поезд. Свободных сидячих мест практически не оказалось, а подсаживаться к кому-то не хотелось, поэтому весь путь мы ехали стоя в коридоре.
Выйдя на Главном вокзале, мы добрались до гостиницы и выгрузили купленные в Карлштейне сувениры. Я хоть и не Штирлиц, который знал, что лучше всего запоминается последняя фраза, но тоже подумал, что вечером надо просто спокойно погулять по Праге, собрать от нее самые лучшие и запоминающиеся впечатления. В итоге мы доехали до метро Muzeum, а дальше направились через Вацлавак в сторону Староместской площади. На улице На Пршикопе играли на волынке какие-то двое парней в килтах. На самОм же Старомаке ансамбль из четырех музыкантов, игравших на длинных дудках и барабанах, исполнял что-то средневековое. Послушав некоторое время боевую музыку и зарядившись положительными эмоциями, мы направились в сторону Карлова моста. Несмотря на толпы народа, постарались запомнить для себя как можно больше мгновений из пражской сказки: узкие извилистые запутанные улочки, старинный средневековый мост, медленно и величаво текущую Влтаву, скульптуры, взгляд которых был таким же, как наше настроение, грустным, но спокойным, все эти башни и черепичные крыши – всё фиксировалось в мозгу, как на карте памяти фотоаппарата.
Отужинать мы пошли в тот ресторан, в котором нам больше всего понравилось – в «Фердинанду». На этот раз народу было много, ниша, в которой мы сидели в прошлый раз, была занята, в зале, расположенном в конце коридора слева, было много народу, какой-то мужик играл на гитаре. В дальнем зале справа от коридора, было шумно, но уже от детских визгов: там расположились несколько семейных пар с маленькими детьми. С трудом нашли себе столик в ближнем справа от коридора зале. Тот же официант с жуликоватым лицом принес меню.
Салат «Цезарь», две свинины с грибами и четырнадцать пулек, по семь в бокале, – вот наш скромный заказ. Чехи в дальнем зале, тем временем, продолжали зажигать. Песни так и лились со струн гитары и горла солиста. Хорошо (а может, и плохо), что не начали исполнять «Jozin s bazin», а то я бы с кружкой пива в руке, наверное, пустился в пляс. В зале, где сидели «семейные», мужички периодически просили у официанта сливовицы, мамашки болтали между собой, а дети беги из зала в зал – все, как у нас. Отужинав, мы не забыли дать официанту повышенные чаевые – за хорошее обслуживание и за неуплаченный в прошлый раз хлеб.
Выйдя из ресторана, увидели, что уже стемнело. На трамвайной остановке на Малостранской площади сиял освещаемый со всех сторон собор Св. Микулаша. Подъехав на трамвае остановку, пересели на метро. Вначале полные, набитые в основном молодежью вагоны опустели после следующих двух остановок. У этих людей еще вся ночь впереди, и я им по-белому завидовал. Мы же по приезду в отель привели в 99%-ную готовность наш багаж и легли спать: перед завтрашней дальней дорогой был необходим хороший отдых.
Автор: Сергей, г. Брянск (aka BryanskMyaso)
Гостевой отзыв о поездке в Прагу. День 1. Начало.
Гостевой отзыв о поездке в Прагу. День 1. Продолжение.
Гостевой отзыв о поездке в Прагу. День 2.
Гостевой отзыв о поездке в Прагу. День 3.
Гостевой отзыв о поездке в Прагу. День 4.
Гостевой отзыв о поездке в Прагу. День 5.
Гостевой отзыв о поездке в Прагу. День 6.
Интересное по теме:
- Гостевой отзыв о поездке в Прагу. День 8.
- Гостевой отзыв о поездке в Прагу. День 6.
- Гостевой отзыв о поездке в Прагу. День 5.
- Гостевой отзыв о поездке в Прагу. День 4.