Ровно в 5 утра будильник издал точно такой же противный писк, какой издает в будние дни в России. Однако, если дома глаза открываются с трудом и по очереди, а процесс пробуждения происходит медленно и постепенно, то в гостиничном номере все было четко, почти как в казарме, только без вопля: «Рота, подъем!». Быстро поднявшись, приняв водные процедуры, мы перед отъездом на автовокзал подкрепились вчерашней холодной обглоданной пиццей, запивая кофе. Последний был заранее привезен из России, воду довели до бульканья кипятильником. Во многих отелях пользоваться этим немного допотопным, но полезным электроприбором запрещают. Я тоже немного опасался, включать ли его в сеть, вдруг выбьет пробки или вообще проводку в отеле. Поразмыслив, решил, что все еще спят, поэтому перегруза в электросети не случится. Так оно и вышло. После завтрака, мы к намеченному времени отправления автобуса вышли из отеля.
Уже в процессе написания отчета, после отзыва об отеле, была у меня на другом ресурсе небольшая дискуссия с одним читателем на тему, нужно ли заранее изучать расписание для того, чтобы подстроиться под транспорт, экономить время на дорогу и выходить к остановке в назначенное время, либо не стоит на этом заморачиваться – это транспорт должен подстраиваться под тебя и ходить как можно чаще, чтобы ты не тратил время попусту на ожидание. Каждый остался при своем мнении.
В случае с выездом за пределы Праги я думаю, ответ однозначный: пражский транспорт ходит по расписанию, четко подстроившись под него и сделав на всякий случай небольшой запас, никогда и никуда не опоздаешь.
Так и мы, еще прошлым вечером посмотрели расписание 175 автобуса, который идет прямо до автовокзала Флоренц, в нужное время были на остановке, соответственно, и к автовокзалу подошли с запасом.
Желтый «студенческий» автобус выехал вовремя, свободных мест почти не было. Отличительной чертой салона по сравнению с нашей прошлой поездкой в Чехию стало появление ремней безопасности. Как только автобус тронулся, стюардесса прошла по салону и контролировала, чтобы у всех ремни были пристегнуты. Нерадивым в устной форме было сделано замечание.
Наша ближайшая цель – Карловы Вары. Расчетное время в пути – 2 часа 15 минут. Но, каково было мое удивление, когда на остановке «аэропорт «Рузине» человек пять вышли из автобуса! Возмущение мое было сильно: еле достал билеты в разных концах салона на самый ранний рейс, а эти пижоны на междугороднем автобусе до аэропорта едут, причем, скорее всего, на работу, так как чемоданов замечено не было. Как будто нет метро, 100/119 автобусов и экспресса ЖД вокзал/аэропорт! Кстати, цена проезда от автовокзала до аэропорта, согласно данным сайта www.studentagency.cz, составляет 60 крон, что тоже превышает стандартную стоимость проезда.
Как тут было не вспомнить бурную молодость и задорные автобусные туры по Европе. Поколесил я тогда по Старому Свету предостаточно, где только не был, чего только не видел.
Немного остыв, стал разглядывать дорогу и пробегающие за окном пейзажи. Трасса вначале была четырехполосной, затем сузилась до двух полос. Не торопясь, но и не ползком автобус двигался на запад. По дороге проезжали мимо известного пивного гиганта «Крушовице» (Krusovice). Уже готовые горы ящиков с бутылками, и пирамиды с кегами ждали своего часа, когда какой-нибудь обыкновенный чешский работяга или, наоборот, чисто конкретный российский турист выпьет их содержимое и вынесет приговор: «Dobre» или «Отстой!». Каждому – свое… пиво. Также пивные пейзажи дополняли плантации хмеля вдоль дороги. Проехали поворот на город Жатец (Zatec), хмель которого одна известная российская пивоваренная компания (принадлежащая, так же, как и «Крушовице», буржуям из «Heineken») считает самым лучшим и поэтому продвигает созвучное городу название пива.
Стюардесса тем временем раздала «слухатки» — наушники для прослушивания музыки или звукоряда к идущему на мониторах фильму. Всего имеется 8 каналов: два для звукоряда (на чешском и английском языках), остальные для музыки разных стилей. Я включил канал с чешской эстрадой. После раздачи слухаток, последовал разнос напитков. Я заказал чай, а жена, как обычно, горячий шоколад, который она в первый раз попробовала как раз в автобусе Studentagency во время предыдущей поездки в Чехию и сразу же полюбила.
Полезной вещью, имеющейся в автобусе, является желтенькая информационная книжечка компании-перевозчика, находящаяся в кармашке расположенного впереди сиденья. Кроме расписания движения автобусов компании во всех направлениях с указанием цен имеется реклама всяких развлекательных мест в Праге и иных городах. Запомнилась реклама чешского музыкального канала, наверное, что-то типа MTV или Муз-ТВ, с говорящим названием «O.?.K.O». Как говорил капитан Врунгель, «как вы яхту назовете, так она и поплывет». Более полезной оказалась информация о том, что каждый обладатель билета на автобус имеет возможность бесплатно пользоваться Wi-Fi в автобусе, а за 90-30 минут до отправления автобуса также бесплатно пользоваться проводным Интернетом в офисах компании. Адреса офисов в разных городах были указаны.
Тем временем, автобус заехал в Карловы Вары и остановился на остановке Тржнице (Trznice). Если ваша цель – экскурсия по Карловым Варам, рекомендую выходить здесь – ближе идти к основной туристической тропе вдоль реки Тепла (Tepla). Если же вы захотели посетить знаменитую стекольную фабрику Мозер (Moser), то можно доехать до конечной остановки – терминал Карловы Вары – и пройтись пешком. Второй способ — выйти на Тржнице и доехать до стекольной фабрики на автобусе. Билеты на автобус покупаются у водителя, но ходит транспорт достаточно редко. Для посещения музея Бехеровки можно выйти на любой остановке: он как раз находится где-то посредине.
Целью нашей поездки Карловы Вары не являлись, но пришлось задержаться в этом городе на часик. Прибыли мы в 8.45, а ближайший нужный автобус отправлялся в 10.00. Здесь следует «открыть тайну», куда же мы все-таки ехали.
В полутора десятках километров от Карловых Вар расположен замок Локет (Loket), имеющий более чем 800-летнюю историю. Краткое описание его имеется на сайте, также с историей замка и города можно ознакомиться на сайте замка www.hrad-loket.cz или на сайте самого города www.loket.cz. Добраться до него из Праги удобнее и быстрее автотранспортом, чем по железной дороге. Пару раз в день ходят автобусы без пересадок, но основной вариант: Прага – Карловы Вары, а там еще 25-30 минут до Локета автобусами в направлении Соколов (Sokolov) или Горны Славков (Horni Slavkov). Последний вариант менее удобен, так как нужно будет выходить на остановке, которая дальше от замка.
Итак, у нас до отправления автобуса было свободное время, и мы решили пройтись в сторону центра. Утренние улочки курортной части города были пустынны: магазины только открывались, фургончики подвозили всякие товары, а перепившая прошлым вечером вискарика и карловарской водички лечащаяся братия только недавно проснулась и опохмелялась завтракала в многочисленных отелях.
Неторопливо пройдясь до Дворжаковых садов (Dvorakovy sady), расположенных рядом с отелем Термал (Termal), мы развернулись у Садового источника (Sadovy pramen) и пошли назад в сторону терминала. По дороге перекусили карловарскими вафлями, а, заодно, купили пару коробок в качестве подарков родственникам.
Карловарский терминал представляет собой многоэтажное здание, объединяющее автовокзал и железнодорожный вокзал станции «Karlovy Vary Dolny nadrazi». Так что объявления типа «скорый поезд на Воркутю отправляется со второго путю» слышат как пассажиры, ожидающие автобус, так и те, кто предпочел железнодорожный транспорт.
Подошел наш автобус. Купив билет у водителя (24 кроны за человека) мы плюхнулись на достаточно мягкие для пригородного автобуса сиденья. Глядя на придорожные указатели, я следил, сверяясь с заранее сделанной распечаткой остановок, чтобы мы не проехали нужную. Наконец, впереди показался замок, казалось бы нужно выходить. Ан нет! Лучше подождать, пока автобус объедет замок по часовой стрелке вдоль реки примерно на 270° и выйти на остановке возле большого моста. Сам мост при этом будет справа и чуть позади, чуть впереди будет еще один ориентир — автозаправка.
Выйдя из автобуса, мы первым делом отправились смотреть расписание обратно, что рекомендуем сделать и тем, кто соберется также самостоятельно посетить замок. Расписание не очень простое, поэтому мы потратили на поиск нужной информации минут десять. Затем прошли по мосту и оказались в старинной части города.
Здесь имеется стенд с картой города и указанием более-менее значимых мест. Как и в любом уважающем себя средневековом чешском городке имеется площадь с «чумным столпом» В данном случае, столп, имеющий название Наисвятейшей Троицы, был установлен в 1719 году.
Затем, поднявшись в горку и преодолев несколько пролетов ступенек, мы очутились перед входом в замок. У имеющейся на крылечке справа от входа кассы мы немного задумались, какие брать входные билеты: было два варианта – за 80 крон «с текстом» и за 90 крон с экскурсоводом. Мужичок, сидевший в кассе, сделал нам одолжение, оторвался от телевизора и на ломаном русском объяснил, что русскоязычная экскурсия начнется в 12 часов. Мы решили не ждать еще лишний час и купили билеты за 80 крон. В придачу к ним был выдан листок со схемой замка, его историей и кратким описанием помещений.
Заранее хочу сказать, что ничуть не пожалел о данном выборе. За организацию персоналу замка можно ставить твердую пятерку. Ходить можно ГДЕ УГОДНО, никаких сопровождающих или надзирателей нет. Хочешь – спускайся в подземелье, хочешь — поднимайся по скрипучим ступенькам на башню. У каждого объекта табличка с подробным описанием на разных языках, в том числе и на русском. Единственное, при желании фотографировать придется заплатить на входе 20 крон. Мы пожадничали, а потом пожалели об этом.
Осмотр мы начали с зала фарфора, расположенного в так называемом маркграфском доме. Оказывается, недалеко (в Ходове) имеется фарфоровый завод, имеющий сокращенную аббревиатуру EPIAG от немецких слов. Основанное в 1811 году, предприятие много раз переходило из рук в руки, от владельца к владельцу, от чехов к австрийцам и назад. В 2009 году фирма Эпиаг Лофида Порцелан приобрела ходовскую мануфактуру. Изделия выпускаются с товарным знаком ORIGINAL ROSA PORZELLAN. Спрашивайте в магазинах города!
Кроме представленной в нескольких комнатах экспозиции фарфора, там имеется и книга отзывов посетителей, где каждый может оставить для потомков запись типа «Киса и Ося были здесь». Мы тоже начеркали пару слов, а заодно и полистали фолиант. Записей, сделанных по-русски, оказалось не так уж и мало.
Продолжив изучать замок в направлении нарисованных на стенах стрелочек, мы взобрались на башню; посетили археологическую часть, где в результате раскопок были обнаружены средневековые фрески; трапезную, которая сейчас служит обеденным залом для проводимых в замке обрядов бракосочетания, музей оружия…
Самым интересным и заманчивым местом нам показалась камера пыток. Камера пыток – это бывшая тюрьма, расположенная в подвальных помещениях замка в глубину в несколько «этажей». В каждом зале, рядом с орудиями пыток и фигурами жертв имелось описание, за что применялся тот или иной вид наказания: например, за воровство, убийство или неверность мужу. Насколько я помню, за последнее правонарушение полагается закопать преступницу живьем. Об этом я настойчиво порекомендовал запомнить своей жене, которая после этого задумалась…
Для полноты ощущений обзор истязательств сопровождается душераздирающими воплями, доносящимися из встроенных динамиков. Фигуры движутся, световое оформление тоже соответствующее. Вполне логично, что заканчивается экспозиция туалетом, чтобы особо впечатлительные посетители после посещения тюрьмы и камеры пыток могли испугаться как следует. Так что от мрачного подземелья, замученных людей и палачей у нас остались «непеедаваемые ачучения».
Осмотр замка занял у нас около часа. Выйдя «на свободу», мы получили предложение пострелять из арбалета, но вежливо отказались и, полюбовавшись панорамным видом, пошли вниз, к ратушной площади. Время для обеда было еще слишком ранним, поэтому мы опять решили позагорать, расположившись на одной из лавочек у отеля «Святой Флориан» (Svaty Florian). Ласковое чешское солнце потихоньку перекрашивало наши лица в красный цвет. Минут через сорок нам это надоело, и наши ноги направились в сторону семейного пивовара, который тоже назывался «Святой Флориан», но расположен на противоположной стороне улицы Масарика и метров 70 в сторону начала улицы. Если идти от остановки через мост, то пивовар будет сразу после моста справа. На летней террасе никого не было, и для начала нам пришлось зайти внутрь ресторанчика, откуда доносились англоязычные голоса. Спросив разрешения сесть на улице, мы принялись изучать меню.
Сделав заказ, решено было начать с дегустации главного блюда, то есть пива. Первым номером был светлый лежак, который мне показался настолько легким, как будто это была деситка или еще более слабое пиво. Такое пивко хорошо утоляет жажду и пьется в жару литрами. Единственным недостатком, существенно, по моему мнению, ограничивающим потребление, является стоимость – 40 крон. Поэтому, когда принесли нашу «свинушку-отбивнушку», запивать ее мы решили 13° темным специалом – 45 крон. Второй бокал пился уже медленнее, но все равно очень легко. По соседству сел какой-то пожилой седобородый мужичок и, не торопясь, потягивал бокальчик светлого, думая о чем-то своем и периодически вместо закуски закуривал «никотиновую палку». Набив желудки и отдохнув, мы расплатились, и, решив, что делать в Локте больше нечего, побрели в сторону остановки.
Автобус пришел тот же самый, на котором мы ехали из Карловых Вар. Сделав круг почета вокруг замка, мы стали держать путь к Карловым Варам. Билет до Праги был куплен еще в прошлый день на 17.00, свободного времени было около двух часов, поэтому мы снова отправились в сторону центра. Народу уже прибавилось, можно сказать, что отдыхающие вышли на послеобеденную прогулку. Зайдя за прохладительными напитками в местную Биллу, я увидел один из чешских символов, который решил продегустировать вечером – Фернет.
Как известно, если пить пиво без чего-нибудь крепкого, то поднимается сильный ветер, который сдувает все имеющиеся деньги, поэтому не ради пьянки окаянной, а для эксперимента, я захотел продегустировать чешские крепкие напитки. Сливовица мне показалась догороватой – от 250 крон и выше, водку я и в России могу выпить, на местный ром «Туземак» почему-то глаз не лег, а вот Фернет показался привлекательным. Из представленной линейки Фернетов — Stock, Citrus, Orange — я предпочел первый вариант. Все-таки неизвестные напитки надо начинать с классики.
После посещения магазина мы зашли в офис «Student Agency», чтобы проверить информацию насчет халявного Интернета. Действительно, сотрудницы предоставили нам в пользование компьютер, и после ввода кода, имеющегося на билетике, мы могли пользоваться всемирной паутиной. Счетчик оставшихся минут находился в правом нижнем углу. Время заканчивалось как раз за полчаса до отправления автобуса – все, как и было написано в книжке. По-моему, очень удобно — пассажир и Интернетом воспользуется, и на автобус не опоздает. Естественно, первым делом мы зашли в Одноклассники и на латинице начали распространять наши восторги по поводу пребывания в Чехии. Побывав и на других сайтах и не досидев пару минут до конца положенного времени, мы направились к терминалу, где уже ожидал автобус в Прагу. Места, естественно, а как же иначе, были самые лучшие – на заднем пятиместном ряду автобуса. Напротив окна находился лестничный пролет на второй этаж терминала, по нему вверх-вниз бегали чешские девчонки в коротких юбчонках. Так я невольно почувствовал себя в шкуре Бубликова, персонажа фильма «Служебный роман», который постоянно отвлекался на спускающихся и поднимающихся по ступенькам дам. Жена, заметив направление моих взглядов, объявила мне выговор с занесением и успокоилась только тогда, когда автобус тронулся. Во время пути какая-то легковушка создала аварийную ситуацию, и наш водитель вынужден был резко затормозить. Если бы я не был пристегнут ремнем, то точно полетел бы в проход между сиденьями. Но вместо меня туда полетел пакет с бутылками, стоявший в ногах. К счастью, ничего не разбилось, а то весь оставшийся путь пассажиры вкушали бы запах фернета и пива. У одной пассажирки, снявшей на время поездки обувь, эта самая обувь улетела ряда на три вперед. В результате недолгих поисков пропажа была возвращена владелице.
Больше происшествий по дороге не было, и в начале восьмого вечера мы прибыли на автовокзал Флоренц. Ранний подъем дал знать о себе усталостью, поэтому было решено отужинать в отеле все той же пиццей из пиццерии у метро «Страшницка», только на этот раз мы взяли уменьшенный вариант. Заодно я продегустировал едва не погибший Fernet Stock. По рецепту, указанному на бутылке, его употребляют вместе с тоником. Таким образом, настоянный на разных травах сорокоградусный напиток должен был являться по смыслу чем-то типа вермута. Попробовав первый замес «коктейля», я пришел в восторг. Отличный легкий вкус, пьется гораздо легче сладковатой бехеровки. Выпив еще пару кружечек «коктейля», я решил, что на сегодня хватит. Мало ли какие последствия могут быть наутро. Ведь утром следующего нас ожидал новый, хотя и чуть более поздний, выезд.
Автор: Сергей, г. Брянск (aka BryanskMyaso)
Гостевой отзыв о поездке в Прагу. День 1. Начало.
Гостевой отзыв о поездке в Прагу. День 1. Продолжение.
Гостевой отзыв о поездке в Прагу. День 2.
Интересное по теме:
- Гостевой отзыв о поездке в Прагу. День 8.
- Гостевой отзыв о поездке в Прагу. День 7.
- Гостевой отзыв о поездке в Прагу. День 6.
- Гостевой отзыв о поездке в Прагу. День 5.
Спасибо огромное за описание поездки в замок Локет!!! Мы решили самостоятельно повторить путь и сейчас пребываем в восторге от поездки. Локет сам по себе очень уютный и красивый городок, а посещение самого замка было очень увлекательным. Правда мы добирались прямым автобусом: 155 крон (мест не было, ехали стоя, билеты покупали у водителя) на человека — туда, и 175 (ехали сидя, покупали заранее на вокзале) на человека — обратно.
Пожалуйста. Как это вам разрешили стоя ехать? Да и сами не устали стоять столько времени?
Не только мы стоя ехали :)Видимо, можно так. Очень хотелось замок посмотреть, поэтому не очень устали. За болтовней время летит незаметно