- Бонжур! — пропел Ипполит Матвеевич самому себе, спуская ноги с постели. «Бонжур» указывало на то, что Ипполит Матвеевич проснулся в добром расположении. Сказанное при пробуждении «гут морген» обычно значило, что печень пошаливает, что пятьдесят два года — не шутка и что погода нынче сырая.
Примерно так в известной книге Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» просыпался в уездном городе N «гигант мысли, отец русской демократии и особа, приближенная к императору». Мы же находились в стольном портовом городе Праге, институты благородных девиц не заканчивали, титул князя не покупали…
Тем не менее, в данное утро сказать при пробуждении «гут морген» было бы очень кстати, но не потому, что у меня пошаливала печень после вчерашнего фернета – наоборот, чувствовал я себя прекрасно, и не потому, что тридцать два года – не шутка. Дело все в том, что в этот день у нас была запланирована поездка «за кордон» — в столицу «свободного государства Саксонии» — Дрезден.
Основными путями для достижения данной цели являются автобус и железнодорожный транспорт. Автобусные услуги предоставляют компании «Student agency» и «Eurolines». У «студентов» цена билета туда-обратно 850 крон на человека, время в пути – 2 часа 20 минут в одну сторону. Во втором случае билет стоит 800 крон во втором, время в пути 2 часа в одну сторону. Приезд в обоих случаях на автовокзал на Bayerischestrasse, что рядом с главным железнодорожным вокзалом Dresden Hbf.
По железной дороге можно доехать как прямым скоростным поездом «Eurocity», так и на перекладных. Цена билета на человека в «Eurocity» — 950 крон туда и назад, время в пути – 2 часа 15 минут в одну сторону.
Итого, если ехать прямым транспортом вдвоем, то цена вопроса составит 1600-1900 крон при нахождении в пути 2-2,33 часа в одну сторону.
Мы же решили взять билет Sone+DB и ехать на перекладных. Что такое Sone+DB: это билет выходного дня, действующий в течение данных суток, позволяющий путешествовать железнодорожным транспортом по территории Чехии в вагонах второго класса на местных (osobni) и скорых (rychlik) поездах, а также в региональных поездах в приграничных с Чехией районах Германии. Не действует в поездах «Eurocity», «Intercity», «Supercity». Не продается заранее, только в день поездки. По одному билету могут проехать до 5 человек, из них не более двух старше 15 лет. Подробное описание приведено на сайте чешских железных дорог. Хочу обратить внимание, что во вкладке «Podminky» указаны регионы Германии, где действует билет. Во вкладке «Cenik» указана цена билета. Например, для путешествия по всей Чехии и приграничным областям Германии билет стоит 650 крон. Поскольку нужно было проезжать из Праги несколько регионов (Прага, Среднечешский край, Устецкий край), то нам как раз этот билет и подошел. Если брать билет, скажем, SONE+DB region ?steck? (цена 350 крон), то пришлось бы доплачивать от Праги до Усти-над-Лабем (или до границы Устецкого края). А так билет на двоих в Дрезден и назад обходится нам в 650 крон! С помощью сайта www.idos.cz был подобран маршрут поездки. При заполнении полей «Otkud» или «Kam», не забудьте, что Дрезден по-чешски именуется Draz?any.
Начиная с 6.50, от главного вокзала Праги отправляются каждые два часа скорые поезда на Дечин (Decin). Далее идут удобные стыковки в 7-8 минут с местными (региональными) поездами Дечин — Бад Шандау (Bad Schandau) и Бад Шандау – Майссен (Meissen). Маршрут последнего проходит через Дрезден. Нужная нам станция – главный вокзал Дрездена – Dresden Hauptbahnhof, обозначается часто Dresden Hbf. Таким образом, с учетом пересадок, общее время в пути составляет 3 часа 8 минут.
Вся вышеперечисленная информация была подготовлена нами заранее, в России. В Праге мы только уточнили расписание трамваев до железнодорожного вокзала. Время отправления из Праги было выбрано в 8.50, чтобы успеть позавтракать в столовой гостиницы. Однако и здесь возникли небольшие проблемы. Дело в том, что как раз накануне заехала большая группа туристов из Украины, и утром они собирались на своих автобусах ехать куда-то дальше, поэтому все места в «едальне» оказались заняты, а сотрудники отеля пропускали новых голодных постояльцев только тогда, когда кто-то выходил из столовой, блаженно поглаживая пузо. К счастью, «пробка» оказалась недолгой, и мы успели хорошенько поесть.
Быстро заскочив в номер после завтрака и взяв необходимые вещи, мы пошли на остановку автобуса. Опять же хочу рекомендовать заранее изучать расписание транспорта, выбирать удобные стыковки, чтобы не тратить зря время и нервы на ожидание. Проехав остановку, мы вышли, тут же подошел нужный нам трамвай (№ 26), и через минут двадцать мы уже пересекали сады Врхлицкого (Vrchlickeho sady), именуемые в народе «Шервуд», направляясь ко входу в здание вокзала.
По слухам, в этом саду обитают лучшие люди Праги: лица без определенного места жительства, наркоши и лица мужского пола, мягко говоря, нетяжелого поведения с нетрадиционной ориентацией. К счастью, нам ни одного представителя местной «богемы» не встретилось.
В настоящее время на вокзале продолжается реконструкция, хотя кое-что уже отремонтировано и работает. Мы вошли со стороны Шервуда на первый уровень вокзала. Там имеются эскалаторы в метро, далее в центре зала магазинчики, а уже за ними кассы: внутренние и международные. Очереди в кассы отдельные: одна в международные, другая – во внутренние. Может работать несколько международных и внутренних касс, таким образом, в первую освободившуюся кассу направляется следующий пассажир из соответствующей очереди. Это у нас принято занимать очередь сразу в нескольких кассах, а потом устраивать ток-шоу на тему: «Вас здесь не стояло!». Имеется ряд стульчиков, образующих «зал ожидания», а также несколько табло с информацией о поездах. Хотелось бы обратить внимание, что имеются ОТДЕЛЬНЫЕ ТАБЛО об отправляющихся (ODJEZD) и прибывающих (P?IJEZD) поездах, смотрите не перепутайте. Вся информация на табло дублируется объявлениями диктора, причем если поезд следует в другую страну, то сообщение звучит и на языке страны назначения. Мы, в частности, слышали на немецком инфу о поезде, отправляющемся в Германию.
На табло отправляющихся поездов указаны название конечной станции назначения, а также промежуточные пункты, время отправления. Ближе ко времени отправления поезда высвечивается название платформы. Именно название, так как имеется не только номер, но и индекс, указывающий северную (S) или южную (J) часть платформы. Соответственно, проход на посадку по эскалатору и туннелю к северным платформам слева, если стоять спиной ко входу, а на южные платформы – справа. В центре имеется эскалатор, поднимающий желающих на второй уровень в историческую часть вокзала с выходом на улицу Вилсонова, а также к автобусу Deutsche Bahn (именно автобусу, а не поезду) на Нюрнберг (по-чешски Norimberk).
Также на втором уровне имеются обменники, всякие кафешки, магазинчики.
Честно говоря, все эти торгаши загораживают кассы, поэтому мы их нашли не сразу. Есть еще три отдельные внутренние кассы ближе к эскалатору для прохода к северным платформам. Да и вообще, не кассы это в нашем российском понятии, а простые столы с компьютером и оргтехникой, без всяких кабинок.
Билет мы взяли в международных кассах. Я просто подошел и сказал: SONE+DB, pros?m. Затем на всякий случай уточнил, действует ли билет туда и назад, на что получил ответ: «celodenny». То есть можно кататься в течение данного дня с 0 до 24 часов. Заплатив 650 крон, я получил билет и направился к расписанию.
Нужный поезд был быстро найден, но платформа отправления еще не высветилась. Наконец, за 15 (!) минут до отправления поезда появилась надпись – 7S, то есть, седьмая платформа, северная сторона. Спортивной ходьбой мы пошли искать эту платформу. Поднявшись на эскалаторе и пройдя до конца туннеля, мы поднялись наверх. Поезда еще не было. Народу между тем на платформе набилось не мало. И вот минут за семь до отправления наконец-то подали состав. «Нужно побыстрее занять места, а то поедем стоя», — мелькнула у меня мысль в голове.
И тут пригодился опыт нашего чудесного города. Дело в том, что у нас, в отличие от других городов, нет очередей на посадку в маршрутные такси. Действует закон джунглей: «Кто успел, то и сел», то есть, кто успел занять место, то и прав. В результате, в рабочие дни в часы пик у нас происходит операция «Влезем — не влезем». Отдельные матерые ветераны маршруточного фронта заранее знают, где стоять, чтобы дверь маршрутки открылась как раз напротив тебя, как быстро менять диспозицию и другие приемы тактики и стратегии покорения маршруток.
Я нечасто езжу на маршрутках, так как из-за малой вместимости в часы пик шансов сесть в них гораздо меньше, чем в муниципальный транспорт, но определенный опыт посадки имею. Таким образом, оценив место остановки локомотива, а также увидев, что ненужный вагон первого класса проходит мимо, мы с женой выбрали такую диспозицию, что двери вагона после остановки состава оказались как раз возле нас. Открыв их, мы выбрали себе места в одном из отсеков, который я для простоты назову «купе». Напротив нас разместилась молодая семья с двумя мальчуганами лет четырех и шести.
Поезд тронулся, а после вокзала в Холешовицах поехал очень бодро. В отличие от наших железных дорог, в Чехии колея имеет меньшую ширину, а также не слышно биения колесных пар о стыки рельс. Я вообще сомневаюсь, есть ли они.
Поскольку это был скорый поезд, то и остановок было мало, не более пары минут каждая. Мы развлекались тем, что изучали природу за окном. Также веселил нас младший из чешских малышей, которого с некоторым стыдом старались утихомирить родители. Видимо, не хотели позориться перед иностранцами, хотя мы и старались не обращать внимание на выкрутасы мальчугана. На узловой станции Lovosice семейка вышла, и наши взоры снова устремились в окно. После Усти-над-Лабем железная дорога уже пошла не вдоль шоссе на Дрезден, а немного в обход, но это и к лучшему. Картина за окном была неописуемая, ведь наш путь пролегал по Чешской Швейцарии. Проезжали мимо городка Велке Бржезно (Velke Brezno), известного своим пивом Бржезняк (Breznak). На этикетке данного напитка изображен человек по имени Виктор Цибих, по внешности очень напоминающий В.И. Ленина, поэтому я для себя назвал это пиво «ленинским». Сожалею, что не попробовал его в Чехии. А вот отечественный лицензионный вариант темного пива этой марки меня приятно порадовал.
Вернемся к поездке. Поезд прибыл на станцию Дечин, и нашей задачей было за отведенные минуты перебежать в состав, следующий до станции Бад Шандау. Поезд был на соседней платформе, но перейти надо было по туннелю через вокзал. Там, посмотрев на расписание, мы убедились, что угадали верно, и направились занимать места. В поезде было всего два вагончика, поэтому сели мы с трудом. Остановки в пути объявлялись на чешском и немецком языках. В пути контролер докопался до группы украинской молодежи, видимо, они заплатили только за проезд по Чехии, и так увлекся взиманием дополнительной платы, что прошел мимо и даже не проверил у нас билеты. Не успели мы оглянуться – конечная станция, и снова надо пересаживаться. На этот раз поезд ожидал нас на той же платформе.
Конечной станцией маршрута был заявлен Майссен, но и по Дрездену состав останавливался много раз. Все остановки объявлялись вслух на немецком языке и дублировались на мониторах, установленных в салоне поезда. На них также можно было видеть следующие остановки и оставшееся до них время.
Поезд остановился у главного вокзала Дрездена. «Гутен, блин, хренов таг!», — вспомнились мне слова из мультика про Масяню, что в данном случае означало «ну вот мы и в Дрездене!». Не теряя времени, мы перешли по подземному переходу и вышли…нет не на Пикадилли, и не на Крокодилли, а на Прагерштрассе – улицу, ведущую от вокзала к историческому центру.
Погода стояла отличная, народу было много. И тут моя жена «достала косу» и решила устроить «обзорную экскурсию с дегустацией» по дрезденским магазинам. Из Интернета мы были наслышаны о периодических скидках, распродажах и акциях, проходящих в местных торговых центрах. По хитрому замыслу владельцев и на нашу беду они располагались как раз вдоль этой самой Прагерштрассе. Но, совершая забег по этажам центров, глаза моей супруги потихоньку угасали, а лицо все больше и больше становилось озабоченным: цены явно кусались по сравнению с Прагой, не говоря уже про наш город. То, что моей супруге подходило, не устраивало по цене, и наоборот.
Как известно, в споре разума и «жабы» побеждает «жаба». Но, в данном случае, разум был на стороне «жабы», и мы, дружно решив, что цены здесь неправильные, серьезного брать ничего не будем, ограничились какой-то мелочью за 3 евро в торговом центре «Карштадт». Тем не менее, для победы разума потребовалось принести в жертву два часа времени.
Наконец, по улице Schlossstrasse мы дошли до центра города. Архитектура восстановленного Дрездена весьма впечатлила, хотя и не так, как пражская. Может, дело в чуть иных стилях и направлениях, может, в цветах: пражские красные и оранжевые черепичные крыши смотрятся гораздо веселее, чем дрезденские серые цвета. В любом случае, центр Дрездена настроил меня на серьезный и торжественный лад. Так и кажется, зайди в одно из зданий, а там какой-нибудь Иоганн-Себастьян Бах исполнит фугу ре-минор, зайди в другое – а там Карл Маркс прочитает лекцию на тему «Капитал», а после этого спросит, все ли понятно, и заставит пересказать услышанное.
Дойдя до конца улицы, мы вышли к берегу Эльбы, а за мост Augustsbr?cke (мост Августа) не пошли. Река спокойно, несмотря на сильный ветер, несла свои воды куда-то на север. Пришвартовался пароходик с туристами. Внизу в кафешке сидел народ, попивая шнапс и пиво.
Полюбовавшись на речные и заречные пейзажи и надышавшись ветром, мы прошли мимо Замковой площади (Schlossplatz) к Театральной площади (Theaterplatz), где осмотрели здание Оперы и прошли внутрь Цвингера (Zwinger). В известную галерею «Старые мастера» (Alte meister) решили не ходить, много времени было убито в магазинах. А жаль… Побродили внутри Цвингера, который своими гаревыми дорожками мне почему-то напомнил Тройский парк в Праге, только без такой зелени.
Встретились нам и наши соотечественники, хотя их не столь много, как в Праге. А у Замковой площади вообще выступали какие-то казаки (наверное, засланные), распевая русские песни, в том числе «Калинку», и играя на баяне. Им еще осталось только поставить рядом запотевшую десятилитровую (или больше) бутыль какой-нибудь косорыловки, после каждой песни выпивать с локтя по 50 грамм, занюхивая фуражкой соседа, и антураж был бы полным.
Нам между тем пора было решать, как быть дальше: возвращаться в Прагу на поезде отправлением в 16.00 или еще 2 часика потусоваться в Дрездене. Решено было вернуться пораньше и погулять еще по Праге. По дороге к вокзалу купили за пару евро что-то типа колбасок в булке, и в прямом смысле перекусив на ходу, вернулись на вокзал. Через пару минут подошел поезд, и мы в точности повторили обратный маршрут до Праги. Снова две пересадки и стыковки в 7-8 минут, и через три с небольшим часа снова добро пожаловать в Прагу!
Между тем, голод нам был ни теткой, и ни каким иным родственником, поэтому надо было искать место, где бы сесть и плотно поесть. Не считая дрезденских колбасок, с утра ничего не было съедено. Еще на обратном пути из Дрездена мы изучали распечатку с отзывами по чешским ресторанчикам и решили поужинать в заведении под названием «U Brejsku» (ul. Spalen?. 49, www.ubrejsku.cz). Место находилось не очень далеко от вокзала, ближе к метро «Narodni trida», поэтому решено было дойти до него пешком. Выбор именно этого ресторанчика был обусловлен тем, что, якобы, в свое время туда частенько ходил на пивас Ярослав Гашек. Зайдя внутрь, мы вначале попали в зал для некурящих, расписанный в велосипедном стиле. Далее был «курящий» зал, там уже были гашековские атрибуты. Но поскольку мы куревом не балуемся, то присели за столик «у велосипедов».
Надо сказать, что ни в течение первой поездки в Чехию, ни до этого дня мы ни разу не пробовали колено, поэтому было решено исправить этот недостаток. Официантка сказала, что нам надо подождать около трех четвертей часа (именно так, с четвертями и половинами положено у чехов произносить время), мы же решили размяться салатиками и, конечно, пивом. С последним в «U Brejsku» ситуация довольно странная: имелись как «Старопрамен» 10°, так и «Пилзнер» 12° и для кучи еще старопраменский «Гранат». Обычно в чешских ресторанах производителей «не мешают».
В ожидании «коленки» мы принялись осматривать интерьер. Велосипедная тематика с фотографиями прошлого века, образцы «педальных коней», подвешенные к потолку…
Также я обратил внимание на то, как оформляется заказ. На мониторе компьютера высвечивается схема зала, после заказа посетителя официант выбирает (сенсорно) столик и «добавляет» туда название блюд. При расчете распечатывается чек с указанием всех компонентов. Все четко и современно, никто уже не припишет лишнего.
Мысленно анализировалась также поездка в Дрезден: для знакомства с городом – неплохо, но в дальнейшем можно и поглубже копнуть: посетить галереи и, самое главное, попить немецкого пива! А с этим мы пролетели…
Наконец, колено «созрело» и под вторую порцию пива было доставлено нам на стол. Произведя вскрытие, выяснилось, что, по сути, оно представляло запеченное свиное сало с элементами мяса на кости. На закуску были предложены немного овощей, горчица, хрен и горький перец. О том, что он горький, я узнал, только после того, как проглотил половинку стручка. Официантка, видимо, с интересом смотревшая в это время на меня и ожидавшая реакции, нескромно засмеялась. Повернувшись к ней с таким же лицом, как у Бунши при приеме шведских послов в фильме «Иван Васильевич меняет профессию», я взглядом заставил ее замолчать. Горько мне не было, а в остальном… Ну не знал я, зачем этот перец сюда положили, впервые ел колено, поэтому читателям можно посмеяться, а самим этот момент запомнить и не повторять.
Тем временем жена «поделила» колено так: себе забрала все то немногое, что было похоже на мясо, а мне отдала на растерзание сало, которое она вообще не ест. На вкус оно было тяжеловато и жирно, но с горчицей и хреном, заедая овощами, есть было можно.
Еле осилив колено, мы дружно поставили ему «незачет». Не знаем, то ли нам не повезло, то ли еще что, но нам такая чешская классика не понравилась.
Расплатившись с официанткой, мы дошли до станции «Mustek» и поехали в гостиницу. По дороге от метро немного закупились продуктами, и уже в номере мой желудок сверху сала получил порцию нормальной еды. Кружечка Фернета с тоником на запивку, живот набился, кожа на нем натянулась, глаза от этого стали закрываться, и через некоторое время наступил глубокий здоровый сон. Интернациональный немецко-чешско-украинский день подошел к концу…
Автор: Сергей, г. Брянск (aka BryanskMyaso)
Гостевой отзыв о поездке в Прагу. День 1. Начало.
Гостевой отзыв о поездке в Прагу. День 1. Продолжение.
Гостевой отзыв о поездке в Прагу. День 2.
Гостевой отзыв о поездке в Прагу. День 3.
Интересное по теме:
- Гостевой отзыв о поездке в Прагу. День 8.
- Гостевой отзыв о поездке в Прагу. День 7.
- Гостевой отзыв о поездке в Прагу. День 6.
- Гостевой отзыв о поездке в Прагу. День 5.
Дрезден без немецкого пива — это жестко, сочувствую. Хотя меня жаба душила платить более 3 евро за поллитра после пражских цен. Морщился, но платил. В целом, немецкое пиво не порадовало.
Цены на шмотье все-таки в ФРГ дешевле чешских. Разве только был не сезон. На Прагерштрассе магазины не очень. А вот ТЦ «Альтмаркт» (по памяти название пишу), расположенном прямо перед историческим центром, — произвел приличное впечатление.
Колено — пища для туристов, пробовать его надо все-таки в тех местах, где блюдо пользуется спросом. Говорят, в «Гром до Полис» самое лучшее колено в Праге. Может, скоро проверю.
Да, так и не довелось попробовать немецкого пива. Причиной тому — нехватка времени, да и попадавшиеся по пути кафешки, в том числе от Пауланера, были забиты до отказа. Цены в них даже не смотрел.
По колену читал много отзывов, места с биркой «здесь самое лучшее колено» у каждого свои. А про «Гром до Полице» (www.hromdopolice.cz) я читал, что там представлена продукция пивовара из Полички. Изучив меню на сайте, колена я там не нашел, зато цены, в том числе на пиво, приятно порадовали. А обеды так и вовсе по смешным ценам. Так что проверить надо обязательно!
Хм, а я Пауланер наметил в Австрии. Видимо, и чешский Будвар там же попробую.
В Вене колено — тоже типа местного блюда.
Поличку в «Громе» пивал и едал мясной микс (курица, свинина, говядина). Пиво — не зацепило, еда — отлично. А вот обстановка затрапезная. Понятно, что место знаковое (для туристов в том числе), но тацки пора бы и заменить, да и скатерти приобрести поновее. Впрочем, может, в «правильных» пивных так и должно быть?..